Главная » Статьи » История вышивки монограмм и букв гладью

История вышивки монограмм и букв гладью

Традиция делать предметы одежды и обихода уникальными с помощью вышивки пришла к нам из прошлых веков: мастера всего мира пользовались для этого техникой глади, выпуклого шитья. В старину у рукодельниц можно было заказать вышивку букв старинного алфавита: обычно на ткань переносились каллиграфически выведенные буквы из английских рукописей, швейцарских книг, а также готические буквы и литеры, стилизованные известными живописцами. Королевские семьи заказывали вместе с буквами и монограммами нанесение на белье корон. Как правило, их делали как можно более выпуклыми и пользовались нитками одного или двух цветов. Историкам костюма известно, что вышитые монограммы часто сопровождались не только изображениями корон, но и различными виньетками. В случаях, когда коронованная особа выбирала виньетку, монограмму и корону мастера выполняли в технике глади, а на ленте, играющей роль виньетки, делали и гладь, и сложный шов кордоне, и мелкую насыпь.

В Германии времен правления Гольбейна (15 век) вышивка инициалов выполнялась живописцами на гобеленах: таким способом художники защищали авторское право и постепенно делали свое имя узнаваемым. Выбирались обычно буквы в староанглийском стиле и дополнялись орнаментами, вышитыми в технике прямого кордоне. Буквы и монограммы на старинных вещах, исполненные в швейцарском стиле, отличались от меток в английском стиле большей ажурностью. Так, контуры букв на швейцарских метках вышивались в технике плотного кордоне, после чего ткань, оказавшаяся внутри контура, вынималась, и в образовавшиеся пустоты помещались треугольные решеточки. Для букв в швейцарском стиле характерен декор из шариков и тонких усиков. Итальянские монограммы вышивались нитями двух контрастных цветов в технике кордоне и глади, для готических литер выбирались стебельчатый шов и т.н. нижний шов.

Сохранившиеся с прежних времен траурные предметы одежды также оформлялись вышитыми метками: вещи, которые было положено носить в честь памяти усопших, содержали метки из серого шелка (техника глади), обведенные черной шелковой каймой.

Какой бы сложной ни выглядела старинная монограмма, какой бы трудной задачей ни выглядела стилизация современной метки под Англию, Швейцарию, Германию или любой другой ретро-стиль, для ее вышивки мастерицам достаточно освоить несколько техник глади и запастись терпением: работа будет очень кропотливая и требующая сосредоточенности при исполнении.