Главная » Статьи » Вышивка ковров

Вышивка ковров

Начав украшать свою одежду, человек задумался и об украшении своего жилища. Ковры издавна дарили людям уют, тепло и красоту. Их не только вешали на стены, но и застилали ими ложе, давали в приданое, коврами выстилали дорожки перед дорогими гостями. Цвет и рисунок имели особое значение.

Узоры

Вышивка на коврах, как и на одежде, всегда несла не только эстетическую нагрузку, но и несла более глубокий, иногда сакральный смысл. Вышитые ковры являлись талисманами, предназначенными привнести в жизнь владельца счастье, любовь и благосостояние. Все узоры можно условно разделить на три группы:

  • Растения. В рисунке ковра они олицетворяют плодородие, символизируют жизнь. Цветы, изображенные в вазе — являются символом возвышенной любви, а эслим (спиралевидные линии, украшенные листьями и цветами) — бесконечность.
  • Животные. Не редко на коврах можно увидеть изображения птиц (петух, павлин, орел), которые символизируют величие, царскую власть, мудрость. Они, как и изображения мифических животных (пегас, дракон), ассоциируются с покровительством богов. Животные, такие как лев, олень — символизируют приписываемые этим животным качества — сила, благородство, мудрость.
  • Геометрические фигуры. В большинстве своем они являются стилизацией растений и животных, и несут ту же смысловую нагрузку. Реже встречаются и самостоятельные символы, такие как свастика или коловрат, олицетворяющие счастье, благополучие и саму жизнь.

Как правило, четкого разделения по группам нет, так как в орнаментах различные мотивы часто пересекаются. Нередко геометрические фигуры сочетаются с растительным орнаментом, а растительный — с животным.

Типы орнаментов

Ковровые вышивки можно разделить и по другому принципу — месту расположения. Существует несколько типов узоров, которые могут рассказать о происхождении, культуре, традициях и мастерстве:

  • Медальон — пожалуй, самый распространенный вид рисунка, преобладающий на коврах китайской и иранской вышивки. Состоит он в основном из мелких растительных деталей, образующих круг, овал или ромб с символическими лучами в центре ковра. Так изображали светило.
  • Авшан — в переводе с персидского: «усеянный». Такая вышивка иранских мастеров представляла собой повторение элементов растительного орнамента, сплошь покрывающий ковер.
  • Михраб. Этоу вышивку можно выделить в самостоятельный вид, так как изображает он нишу мечети, украшенную растительными элементами.
  • Хешти — стиль, при котором весь рисунок вышивки разбит на небольшие квадраты, в каждый из которых вписан символ или растительный элемент.

Вышивка на некоторых коврах может рассказать целую повесть тем, кто умеет читать узоры. Например, на исфаханских коврах растительным орнаментом часто изображали символическое всевидящее око, а на персидских — узорами из геометрических фигур стилизовали луну и рыб, поднимающихся к поверхности воды, чтобы полюбоваться ночным светилом.

Сегодня вышивка на коврах уже не несет того смысла, который вкладывали мастера в свое искусство двести-триста лет назад, но по-прежнему является неотъемлемой частью интерьера.