Сам термин «Логотип» появился сравнительно недавно, в ХIХ веке, но графические изображения, которыми украшали фирменные товары, существовали с древних времен.
За 5 тысячелетий до нашей эры фабрики по производству продукции широкого потребления и отдельные мастера имели собственное клеймо, которым украшали произведенные товары. Клеймо было максимально простым и включало в себя картинку с определенной эмблемой, название фабрики/имя мастера либо состояло из текста и изображения. Так появились первые узнаваемые логотипы трех видов:
- Текст;
- Картинка;
- Смешанный тип – картинка + текст.
Товар, который был помечен специальным знаком, считался более качественным, поэтому покупатели выбирали так называемые «брендовые» вещи, иногда переплачивая за «имя». Изделия некоторых производителей уже в то время научились подделывать. Популярную марку под клеймом «Fortis» подделывали чаще остальных.
ХIХ Век. История развития логотипа
Именно к ХIХ веку относится история развития правой системы, которая положила начало регистрации торговых марок в мире. Чтобы защитить свои права на производимую продукцию и в случае подделок подать в суд на предприимчивых дельцов, владельцы бизнеса регистрировали торговый фирменный знак, под которым выпускались все товары мастера или производителя.
Чуть позже регистрация стала обязательной, чтобы юридически производитель был защищен от подделок, а потребитель был уверен в качестве приобретаемого товара.
Самым первым был зарегистрирован товарный знак английской компании «BASS & K˚» в 1876 году, которая до сих пор использует в своей деятельности этот логотип.
Россия
Кузнецы, оружейники и мастера гончарного производства издревле на Руси ставили на свою продукцию клеймо. С середины XVIII века Император Петр I ввел Закон об уголовной ответственности за подделку торгового знака.
Много позже, начиная с 1898 года в практику вошло закреплять товарные знаки за выпускающей фабрикой по Закону. Первыми были зарегистрированы торговые марки «Смирновъ» (алкогольная продукция), «Павелъ Буре» (часы) и «Эйнемъ» (кондитерская фабрика).
История старых логотипов
Среди наиболее известных брендов, под которыми до сих пор выпускается продукция, следует выделить такие:
Stella Artois (марка пива);
- S.P.Q.R. (фирменный знак коммунальных служб в Италии, использующийся со времен Древнего Рима);
- Maxwell House (бакалея);
- Coca-Cola;
- Kodak.
Интересные факты
Изначально многие товарные знаки были сложными и состояли из текстов и картинок, но позже были заменены на более простые для восприятия картинки или сложные изображения. Так первоначально выглядели логотипы всемирно известного бренда «Apple», «NIKE» и «НЕСТЛЕ».